Информация для педагогов

Внешние признаки употребления наркотиков 

Сборник информационных материалов о профилактике наркомании в молодежной среде


Профилактика наркомании в образовательной среде

Белорусская молодежь, находясь в условиях развития демократического государства, переживает кардинальные преобразования в социально-экономическом устройстве общества. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый стиль жизни и ответственность за свое будущее. Сегодня особо остро встает вопрос о решении такой проблемы распространение и потребление наркотиков. Наносимые наркобизнесом удары направлены, в первую очередь, на здоровье молодого поколения.

Наркомания молодеет, и среди причин, называемых самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называют следующие: конфликт в семье, желание все попробовать в этой жизни, от скуки, желание расслабиться и снять напряжение; желание не быть «белой вороной» в компании сверстников, по глупости, желание испытывать кайф, назло родителям; под давлением более старших. Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер.

Понимание наркомании как болезни существует, по меньшей мере, с прошлого века, хотя в обыденном сознании все еще засел стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому - его «непутевость», безответственность или вообще порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение может быть проявлением болезни, нередко забывается.

Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом - профилактика. Профилактика, в первую очередь должна проводиться в образовательной среде. Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт со студентами, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Выделяют три вида профилактики наркомании: первичная профилактика, вторичная профилактика зависимости, третичная профилактика.

Первичная профилактика - это наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни.

Она рассчитана на все населения, но, прежде всего, на детей и подростков.

Цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ (ПАВ).

Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.п.

 

Первичная профилактика проводится посредством нескольких стратегий:

  • Информирование населения о наркотических веществах и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков.
  • Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.
  • Развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого наркотического вещества.

Перечисленные условия определяют необходимость стратегического направления профилактики употребления психоактивных веществ. Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания.

Вторичная профилактика зависимости – это ранее выявление употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), которые еще не приобрели хронического болезненного пристрастия. Она ориентирована на группу риска. Важную роль на этом уровне профилактики играет система оперативного (раннего) выявления потребителей наркотиков для своевременного оказания комплексной квалифицированной помощи психологического, медицинского, социального характера.

Цель: сократить продолжительность воздействия проблемы и ограничить степень вреда, который она причиняет личности и обществу; преодоление психической и физической зависимости от психоактивных веществ (ПАВ).

 

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий:

  • Формирование мотиваций на изменение поведения.
  • Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
  • Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
  • Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
  • Формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
  • Контингенты воздействия – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

  • формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
  • формирование мотивации на изменение поведения;
  • развитие проблемно-преодолевающего поведения;
  • формирование социально-поддерживвающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

 

Психологические технологии:

  • преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
  • Осознание формирующейся зависимости от наркотиков как проблемы личности;
  • Развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем – преодолевающего поведения;
  • Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ.

Медицинские технологии:

  • Заключается в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
  • В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащиеся нуждаются в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации.
  • Главными условиями успешности вторичной профилактики является ее своевременность

Третичная профилактика направлена на восстановление личности, ее эффективного функционирования в социальной среде после лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.

Цель: предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.

Не смотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблемы реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых адаптация и социализация просто невозможны.

Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.

Наркомания – чрезвычайно сложное и общественно-опасное явление в современном мире. Причиняемый ею вред огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркомана и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение интеллектуального потенциала общества. Одним из факторов, являющихся причиной раннего приобщения к наркотикам, являются психологические особенности детей и подростков, обусловленные возрастной психологической неустойчивостью.

Вступая в подростковый возраст, молодой человек сталкивается с огромным количеством неведомых ему ранее проблем.

Как показали исследования подростков, потребляющих наркотические препараты, можно встретить в любой компании. Подчас они лидируют среди молодежи, воспринимаются как люди удачливые, смелые, самостоятельные, причем подростками перенимаются поведение, манеры, стиль таких лиц. Подросткам становится необходимым ориентироваться в вопросах наркотизации, чтобы не прослыть «белой вороной». Сейчас все чаще в подростковом и юношеском сознании разрушаются барьеры, отделяющего человека от первой инъекции, и молодые люди, еще не пробовав наркотики, уже смотрят на мир глазами наркомана. Приобщаясь к кругам, где распространенно потребление наркотиков, они перенимают их взгляды, ценности, образ жизни. Вопрос о приеме наркотиков обусловлен только временем и ситуацией. Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют дистрогенные социально-экономические условия современности. Все чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.

Подобная ситуация требует скорейшего поиска мер по антинаркотическому просвещению. Просветительная политика и пропаганда, осуществляемые в средствах массовой информации, в учебных заведениях, организациях по социальной работе с населением, зачастую носят «широкий характер», оборачиваются раскручиванием репрессивного механизма, выталкиванием подростков из общества в криминогенную среду. Необходимы разработка и реализация в рамках государственной политики альтернативных поведенческих технологий в отношении потребления наркотиков, причем политика эта должна обрести достаточную правовую базу.

Наряду с соответствующим правовым обеспечением решение проблемы предлагает также создание и внедрение молодежных программ здорового образа жизни, в основу которой легла бы объективная и вызывающая доверие информация о наркотизации и ее последствиях и целью которых было бы формирование у молодежи стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной реализации личности. Выбор таких моделей должен быть свободным, не навязанным извне и одновременно ответственным.

Следует признать приоритетную роль в борьбе с наркоманией среди молодежи и подростков на реабилитационном и профилактическом этапе социально-педагогических и психологических структур, социальных педагогов, психологов, волонтеров и т. д. Не страх наказания способен удержать молодежь от употребления наркотиков. А объяснение последствий злоупотребления наркотическими препаратами. Необходима стратегия предупреждения наркомании, включающая выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в молодежной среде и предложения по социально приемлемым способам разрешения этих ситуаций. Главным направлением стратегии является формирование понятий здорового образа жизни во взаимосвязи понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психопрофилактика».

Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психологическая культура» включает в себя: «заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям».

Психическое здоровье - «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельность. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека».

Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие «гармония», а центральной характеристикой – саморегулируемость, понимая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и не благоприятным воздействиям окружающей среды.

Основным способом поддержания психического и психологического здоровья в массах является психопрофилактика – область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматичских заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций».[10]

 

Задачами профилактики, являются:

  1. Минимизация факторов наркориска психологического характера;
  2. Поиск индивидуальных и групповых стратегий преодоления отчаяния, жизненных проблем, кризисов и связанных с ними негативными переживаниями;
  3. Развитие личностной субъективности и самосознания;
  4. Улучшения показателей здоровья;
  5. Формирование интереса подростка на познание своего внутреннего мира, обеспечивающего формирование и становление зрелых морально-ценностных установок;
  6. Эмоциональное развитие личности (причем необходимо развивать эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).

Методы проведения профилактики в образовательной среде

В профилактические мероприятия зависимости от наркотических веществ включены все общественные структуры. Которые включают в себя такие формы и методы профилактики, как:

  • беседы, диспуты, лекции – последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем;
  • видеоматериалы;
  • выступление тех, кто имеет дело с молодежью: спортивных тренеров, священников, психотерапевтов, психолога, наркоконтроля;
  • переход от лекционной формы работы к беседе с вовлечением слушателей в обсуждение информации;
  • проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участием аудитории, с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм, графиков;
  • отдельное внимание отводится работе с семьей. Родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения и обучены умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям. Следует акцентировать внимание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу – посещение музеев, выставок, туристические походы и т.д.
  • одним из важных направлений социально-психологической помощи детям, подросткам и их родителям является работа службы «Телефон доверия», задача которой – помощь абонентам в преодолении актуальных конфликтов и психотравмирующих ситуаций;
  • социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения.

Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.

 

Реабилитация и ресоциализация наркопотребителей в образовательной среде

Не секрет, что в настоящее время ВУЗы не готовят специалистов (психологов, социальных работников) должного уровня для работы с наркоманами. Система подготовки таких специалистов резко отличается от общепринятых мировых систем. Так, например, на психологические факультеты институтов идут молодые люди, которые сами имеют психологические (а иногда – увы – и психиатрические) проблемы, в надежде, что во время обучения они смогут решить свои проблемы. Этого, конечно, не происходит. Вместо этого развивается мощная система отрицания собственных проблем. В дальнейшем такой «специалист» будет компенсироваться на своих пациентах, но не помогать им. Не умея решать свои собственные проблемы, невозможно помогать решать проблемы других. Перестройка же ВУЗовских программ и методик займет очень большое количество времени (да и денег). Поэтому, на наш взгляд, было бы перспективным создание:

А. - сети Центров по подготовке (переподготовке) специалистов в области наркомании, с учетом их индивидуальных способностей и личностного потенциала.

Б. - Для более эффективного использования потенциала выздоравливающих наркоманов как в проведении различного рода интервенций кризиса, в лечении (стационарных и амбулаторных центрах), социальной и психологической адаптации, так и в профилактических мероприятиях, на наш взгляд, целесообразно организовать Школу консультантов. (В большинстве западных центров их доля в терапевтических командах колеблется от 60 до 90%).

В. – Особенно сложно работать с семьями наркоманов (гораздо легче помочь наркоману расстаться с наркотиками, чем семье выйти из со-зависимых отношений). Сильных, грамотных специалистов в этой области в России – единицы. Неоценимую помощь в решении этой группы проблем могли бы оказать Семейные центры по подготовке специалистов в области со-зависимости. Слушателями этих центров могли бы стать психологи, социальные работники, а так же некоторые члены семей наркоманов.

Г. – Важнейшую роль в выздоровлении играет духовный аспект химической зависимости. Как бы ни был высок профессиональный уровень терапевтической команды, результат их деятельности будет низким, если только не уделяется достаточного внимания духовности (как самой команды, так и Программы выздоровления). Здесь, на наш взгляд, необходима консолидация духовного опыта всех религиозных конфессий и усилий Центров духовно-творческого развития личности. (В этой области контроль со стороны государственных структур просто необходим, дабы не происходила подмена духовных принципов религиозным фанатизмом). И последнее – для более успешной работы, полного взаимопонимания и единства всех лечебных, реабилитационных и адаптационных (и профилактических) Центров и Программ необходима выработка и принятие единой концепции заболевания (а отсюда, и единой концепции выздоровления или лечения).

Несмотря на доступность амбулаторных и стационарных форм наркологической помощи, эффективность общегосударственных усилий в освобождении от зависимости остается низкой. Только 2% наркозависимых снимаются с наркологического учета в связи с выздоровлением (стойкой длительной ремиссией), большинство больных наркоманией возвращаются к наркопотреблению, вновь становятся участниками незаконного оборота наркотических средств.

  

При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:

- при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;

- предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;

- после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;

- по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;

- внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;

- нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;

- не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;

- в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы.

 

При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:

- если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;

- при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;

- в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.

Последствия употребления насвая

Последовательность действий учителей при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков

(Инструктивно-методические рекомендации для педагогов, психологов, родителей, разработанные ГУ «Борисовский психоневрологический диспансер»)

 

1. Действия педагога при подозрении нахождения учащегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:

1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.

3. Срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.

4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).

5. Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.

6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть под машину, травмироваться при потере сознания и пр.).

 

2. Действия педагога при возникновении подозрения периодического употребления несовершеннолетним наркотиков

Если Вы подозреваете учащегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.

2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.

4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.